Сибиряковский тракт
Сибиряковский тракт – старая торговая дорога, проходившая через Приполярный Урал и соединявшая Европу и Азию. Сибиряковка начиналась близ села Саранпауль и выходила к берегу реки Печора.
Здесь начинается Сибиряковский тракт
В былые годы древний путь через Уральские горы также имел название Зырянская дорога, так как первыми о ней прознали зыряне, народ, населявший территорию современной Республики Коми. Назван тракт по имени русского предпринимателя Сибирякова, попытавшегося сделать дорогу основной торговой магистралью, связывающей Сибирь и Европу.
Фотографии тракта смотрите в альбоме «Сибиряковский тракт».
Александр Михайлович Сибиряков родился 29 сентября 1849 года (по старому стилю). Именитый купеческий род Сибиряковых вел происхождение от тех первопроходцев, кто начинал освоение необъятных сибирских пространств. Купеческая династия Сибиряковых держала в руках весь Иркутск, а через него и всю восточную Сибирь. Они занимали высшие городские должности в этой столице Сибири.
Александр Михайлович успешно окончил Иркутскую гимназию, родители отправили его учиться дальше в Цюрихский политехникум. По его окончании продолжил учебу в Германии, Франции, Швеции и других европейских странах. В дальнейшем всю свою жизнь Сибиряков связал с Севером, с поиском наиболее удобных путей к его освоению на благо России. В 1884 году он отправился в путешествие на пароходе «Норденшельлд» из Архангельска до устья Печоры, затем на речном пароходе поднимается вверх по реке, переезжает на оленях Полярный Урал. Далее он спускается вниз по реке Ляпин к Оби и Тобольску. Так им был открыт для перевозки грузов кратчайший путь с Оби на Печору, который позже был освоен и получил название «Сибиряковский тракт». И на закате своей кипучей жизни Александр Михайлович не изменил своей страсти — любви к странствиям. С годами он стал бедным и одиноким. 2 ноября 1933 года в больнице Пастера (г. Ницца) закончил свой жизненный путь почетный гражданин России, член научного и литературного общества антропологии и географии Александр Михайлович Сибиряков.
Его именем назван ледокольный пароход, который впервые прошел весь Северный морской путь за одну навигацию.
В 80-х годах по поручению иркутского промышленника А.М. Сибирякова экспедиция К.Д. Носилова исследовала бассейны Северной Сосьвы, Ляпина, Щугора, Илыча и перевалы через Северный Приполярный Урал. В 1885 году был сооружен Сибиряковский тракт, соединивший реку Ляпин с Печорой. Тракт предназначался для перевозки дешевого сибирского хлеба и других товаров из Западной Сибири в Печорский край и Западную Европу. Начинался тракт от деревни Щекурья на Ляпине, куда товары доставлялись пароходом по Оби, Северной Сосьве и Ляпину. Затем их перевозили на лошадях и оленях через горы, тайгу и болота в Усть-Щугор на Печоре. По тракту ездили только зимой, когда морозы сковывали зыбкие болота и быстрые речки. Тысячи оленей специально предназначались для протаптывания дороги по всему волоку от Печоры до Ляпина. Тракт представлял собой 180-ти километровую просеку шириной 6 метров с деревянными гатями на болотах и пятью промежуточными станциями для отдыха ямщиков. Через главный водораздел Уральского хребта тракт проходил по невысокому лесистому перевалу Крест в истоках реки Сертынья (бассейна Ляпина). Большой деревянный крест сохранился до наших дней. Попытки перевозки сибирского хлеба через Урал предпринимались и ранее. Для этого использовался другой более высокий и безлесый перевал (Щекурьинский проход) к деревне Аранец на Печоре, но из-за сильных метелей и глубоких снегов обозы с хлебом нередко погибали на перевале.
Сибиряковский тракт сыграл в свое время большую роль в экономике края. До создания тракта Печорский край снабжался волжским хлебом, который завозили в верховья Печоры из Чердыни местные купцы и продавали его по очень высокой цене. Обратно в Чердынь они везли семгу, меха, скупая их у населения за бесценок. В дальнейшем Сибиряков предполагал сделать тракт колесным, для круглогодичной его эксплуатации. Но постройка железной дороги из Западной Сибири через Урал и Европейскую Россию открыла возможность вывозить сибирский хлеб в Западную Европу. Хлеб в Сибири сразу подорожал, переправа его по тракту стала невыгодна, и тракт был заброшен.
На сегодняшний день сохранились лишь отдельные участки Сибиряковского тракта.
История ляпинского хлеба и царского золота
Саранпауль является местом, где в годы гражданской войны проходили и белогвардейцы, и красноармейцы, здесь происходили кровопролитные бои. Причиной постоянных стычек белых и красных был завезенный в Саранпауль хлеб, который предназначался для переправки голодающим в Печору (по Сибиряковскому тракту).
В последний момент борьбы, когда красноармейцы подходили к деревне, белогвардейцы решили отомстить всем — они бросили оставшийся хлеб на берегу реки Ляпин и засыпали его песком. И очевидцы рассказывали, что после установления советской власти в Саранпауле, люди собирали зерно из песка и употребляли его в пищу. Благодаря этому многие не умерли от голода.Часть золотого запаса России, обменянного на Березовский хлеб, затерялось в то время где-то в предгорьях Приполярного Урала. На территории Березовского района было совершено четыре экспедиции, но сокровища так и не нашли. Поиски продолжаются по сегодняшний день.