Коми автономия
XVII век можно без всякой иронии назвать веком коми автономии. Московские начальники в конце концов рассудили, что для них самое важное — это своевременное и полное поступление налогов в бюджет, а для этого немаловажно, чтобы налогоплательщики не разорялись и были в состоянии платить. И вот в 1629 году царь Михаил, первый из династии Романовых, пожаловал Сысольской земле грамоту, по которой сысольцы получили права самоуправления в судебной и налоговой сферах. Отныне «воеводам Еренского городка ведать и судить их ни в чем не велено, и разсылыциков не посылать». В 1630 году такую же грамоту получила Ужгинская волость. Добились самоуправления также Удорская волость, волость Глотова слободка (на верхней Мезени), Лузская Пермца, Вишерская и другие верхневычегодские волости.
Эти «отхожие волости» обладали значительной долей самостоятельности. Они управлялись выбиравшимися из числа «добрых» (состоятельных) людей должностными лицами и по веем вопросам, связанным со сбором налогов и судопроизводством, обращались напрямую в Москву, минуя уездных воевод. Правительство определяло лишь общие размеры налогов, которое оно считало нужным получить с той или иной земли и волости. Как эти налоги распределялись между местными жителями, в зависимости от чего устанавливалась сумма налога на каждое хозяйство, решали на местах. Главным должностным лицом «отхожих волостей» (так назывались получившие самоуправление волости) стал земский судья, избиравшийся на один год. Он отвечал «за исправную уплату податей и выполнение повинностей крестьянами, ...правопорядок и суд». В низовых административных округах погостах — этими же вопросами ведали целовальники. Они тоже избирались на один год и подчинялись земскому судье.
Делопроизводство вели подчинявшиеся судье и целовальникам земские дьячки, которых нанимали на один год на средства, собираемые с крестьян. По предположению М.А.Мацука, крестьяне избирали также земского пристава, подчинявшегося судье и выполнявшего полицейские функции. В 1681 году появилось еще одно выборное должностное лицо — десятский (избиравшийся от каждых 10 дворов). Он был ответственен за то, чтобы «никакова воровства не было и пития продажного, ни зерни и душегубства, ни табаку и брань хмельных» (из книги М.А.Мацука «Коми край от Бориса Годунова до Петра I»).
В той части Коми края, которая не получила автономии от уездных властей, тем не менее также имелись органы самоуправления. В Вычегодской и Вымской землях избирались земские старосты, отвечавшие за раскладку налогов; им и воеводе подчинялись целовальники, избиравшиеся по погостам. Земские старосты должны были отстаивать интересы населения своих земель перед воеводой и центральными властями и, действительно, пытались делать это и даже жаловались порой на воеводу в Москву; однако земские старосты, в сущности, зависели от воеводы, поскольку не имели своего управленческого аппарата и без ведома и согласия воеводы мало что могли сделать.
Местные выборные власти многое старались делать для облегчения налогового бремени. Например, на положении местных крестьян тяжело отражались такие повинности как посылка на строительство речных судов в Зауралье, на обслуживание «ямской гоньбы» (перевозки грузов и людей по дорогам), что надолго отрывало людей от своего хозяйства. Органам местного самоуправления в Коми крае удалось добиться замены этих повинностей денежными выплатами.
Воеводам, надо сказать, подобная автономия не нравилась, и они норовили время от времени вмешаться во внутренние дела «отхожих волостей», невзирая на жалованные государем грамоты. Жители Вашки и Мезени, например, в середине XVII века жаловались в столицу, что уездные власти «государевых грамот не слушают», «приставов присылают многих и правят по себе многие поминки» (подношения, подарки); «сходит деревня с них (удорцев) воеводам на всякие расходы больше 100 руб. да приставам по 50 и больше» (думаю, излишне напоминать, что те рубли с современными несопоставимы...). В 1648 году на Удору прибыли посланцы яренских «кабацких голов», но местные жители их «на кабак не пустили и из волости выбили вон». Правительство присылало подтверждения жалованных грамот, и воеводы нехотя оставляли «отхожие волости» в покое. В 1653 году яренский воевода отправил царю грамоту, в которой обиженно констатировал: «Я холоп твой на Выми в Яренском городке на посаде и во всемЯренском уезде, опричь Сысольских волостей и Ужги, и Глотовы слободки, и Удоры, и Вишеры, которых волостей крестьян холоп твой ничем не ведаю...».
Только Вымь и нижняя Вычегда оставались под управлением яренского воеводы. Показательно, что переписная книга Яренского уезда 1710 года, в которой должны были фиксироваться все населенные пункты и жители уезда, охватила только нижнюю Вычегду и Вымь. В нескольких правительственных указах второй половины XVII века Сысольские волости даже были названы «Сысольским уездом», что ярко подчеркивает их самостоятельность в судебной и податной сферах. Как пишет М.А.Мацук, в то время «в Новгородской четверти твердо было уяснено, что эти волости только формально числятся в составе Яренского уезда».
Впрочем, Москва иной раз пугала местных жителей тем, что может вернуть их под власть воевод. Стоило удорцам в 1650 году замешкаться с выплатой налогов, как столичное начальство грозно предупредило: «И буде учнут ослушаться и тех денег вскоре не пришлют, и их по-прежнему ведать Еренскому воеводе и за ослушание учинят старостам и судеикам наказание беспощадно». Страх лишиться самоуправления был велик, и недоимка была спешно отправлена в Москву... Особенно бузить местным жителям не давали, тем более когда дело касалось государственных интересов. В 1630-х годах решено было построить в Яренске новый острог, и жителям Сысольской земли и Глотовой слободки приказали прислать в город людей. Местные жители, ссылаясь на свое особое положение, отказались выполнить приказ. Наказание последовало быстро — прибыл отряд стрельцов, дабы «тех волостей выбрав пущих воров и горланов человек двух или трех, бив кнутов, посадить в тюрьму на три дни, чтобы на то смотря, вперед им неповадно было воровать — государеву указу ослушаться». Так под знаком борьбы двух тенденций — за централизацию и за автономизацию управления — и прошло XVII столетие.