Сибиряковский тракт

Сибиряковский тракт – старая торговая дорога, проходившая через Приполярный Урал и соединявшая Европу и Азию. Сибиряковка начиналась близ села Саранпауль и выходила к берегу реки Печора.
 

Здесь начинается Сибиряковский тракт

В былые годы древний путь через Уральские горы также имел название Зырянская дорога, так как первыми о ней прознали зыряне, народ, населявший территорию современной Республики Коми. Назван тракт по имени русского предпринимателя Сибирякова, попытавшегося сделать дорогу основной торговой магистралью, связывающей Сибирь и Европу.

Александр Михайлович Сибиряков родился 29 сентября 1849 года (по старому стилю). Именитый купеческий род Сибиряковых вел происхождение от тех первопроходцев, кто начинал освоение необъятных сибирских пространств. Купеческая династия Сибиряковых держала в руках весь Иркутск, а через него и всю восточную Сибирь. Они занимали высшие городские должности в этой столице Сибири.

Александр Михайлович успешно окончил Иркутскую гимназию, родители отправили его учиться дальше в Цюрихский политехникум. По его окончании продолжил учебу в Германии, Франции, Швеции и других европейских странах. В дальнейшем всю свою жизнь Сибиряков связал с Севером, с поиском наиболее удобных путей к его освоению на благо России. В 1884 году он отправился в путешествие на пароходе «Норденшельлд» из Архангельска до устья Печоры, затем на речном пароходе поднимается вверх по реке, переезжает на оленях Полярный Урал. Далее он спускается вниз по реке Ляпин к Оби и Тобольску. Так им был открыт для перевозки грузов кратчайший путь с Оби на Печору, который позже был освоен и получил название «Сибиряковский тракт». И на закате своей кипучей жизни Александр Михайлович не изменил своей страсти – любви к странствиям. С годами он стал бедным и одиноким. 2 ноября 1933 года в больнице Пастера (г. Ницца) закончил свой жизненный путь почетный гражданин России, член научного и литературного общества антропологии и географии Александр Михайлович Сибиряков.

Его именем назван ледокольный пароход, который впервые прошел весь Северный морской путь за одну навигацию.

В 80-х годах по поручению иркутского промышленника А.М. Сибирякова экспедиция К.Д. Носилова исследовала бассейны Северной Сосьвы, Ляпина, Щугора, Илыча и перевалы через Северный Приполярный Урал. В 1885 году был сооружен Сибиряковский тракт, соединивший реку Ляпин с Печорой. Тракт предназначался для перевозки дешевого сибирского хлеба и других товаров из Западной Сибири в Печорский край и Западную Европу. Начинался тракт от деревни Щекурья на Ляпине, куда товары доставлялись пароходом по Оби, Северной Сосьве и Ляпину. Затем их перевозили на лошадях и оленях через горы, тайгу и болота в Усть-Щугор на Печоре. По тракту ездили только зимой, когда морозы сковывали зыбкие болота и быстрые речки. Тысячи оленей специально предназначались для протаптывания дороги по всему волоку от Печоры до Ляпина. Тракт представлял собой 180-ти километровую просеку шириной 6 метров с деревянными гатями на болотах и пятью промежуточными станциями для отдыха ямщиков. Через главный водораздел Уральского хребта тракт проходил по невысокому лесистому перевалу Крест в истоках реки Сертынья (бассейна Ляпина). Большой деревянный крест сохранился до наших дней. Попытки перевозки сибирского хлеба через Урал предпринимались и ранее. Для этого использовался другой более высокий и безлесый перевал (Щекурьинский проход) к деревне Аранец на Печоре, но из-за сильных метелей и глубоких снегов обозы с хлебом нередко погибали на перевале.

Сибиряковский тракт сыграл в свое время большую роль в экономике края. До создания тракта Печорский край снабжался волжским хлебом, который завозили в верховья Печоры из Чердыни местные купцы и продавали его по очень высокой цене. Обратно в Чердынь они везли семгу, меха, скупая их у населения за бесценок. В дальнейшем Сибиряков предполагал сделать тракт колесным, для круглогодичной его эксплуатации. Но постройка железной дороги из Западной Сибири через Урал и Европейскую Россию открыла возможность вывозить сибирский хлеб в Западную Европу. Хлеб в Сибири сразу подорожал, переправа его по тракту стала невыгодна, и тракт был заброшен.

На сегодняшний день сохранились лишь отдельные участки Сибиряковского тракта.


История ляпинского хлеба и царского золота

Саранпауль является местом, где в годы гражданской войны проходили и белогвардейцы, и красноармейцы, здесь происходили кровопролитные бои. Причиной постоянных стычек белых и красных был завезенный в Саранпауль хлеб, который предназначался для переправки голодающим в Печору (по Сибиряковскому тракту).

В последний момент борьбы, когда красноармейцы подходили к деревне, белогвардейцы решили отомстить всем - они бросили оставшийся хлеб на берегу реки Ляпин и засыпали его песком. И очевидцы рассказывали, что после установления советской власти в Саранпауле, люди собирали зерно из песка и употребляли его в пищу. Благодаря этому многие не умерли от голода.Часть золотого запаса России, обменянного на Березовский хлеб, затерялось в то время где-то в предгорьях Приполярного Урала. На территории Березовского района было совершено четыре экспедиции, но сокровища так и не нашли. Поиски продолжаются по сегодняшний день.



Рейтинг: 5/5 (100%) (1 оценка)