История освоения Припечорья

Освоение и заселение Припечорья шло медленно — из-за удаленности от центральных районов страны, отсутствия прямых водных путей. Добираться в этот край приходилось долгим и сложным путем — через Соликамск и Чердынь, по Колве с волоком в верховья Печоры и последующим сплавом в среднее течение этой реки, откуда начиналось пешее движение к хребту.

Первые русские поселения на берегах Печоры стали появляться примерно с XVI в. К XIX в. Припечорье было уже заселено русскими и коми. Для многих этот глухой край во все времена служил убежищем — от религиозных гонений крепостной зависимости, рекрутчины. История заселения Верхней и Средней Печоры тесно связана со староверами — потомками раскольников, бежавших в глухие места от преследования сторонниками патриарха Никона. Староверы и православные жили в одних деревнях: столкновения на религиозной почве между ними случались редко. В начале XX в. староверами в Припечорье были заселены целые деревни. Вера запрещала им курить, пить вино, носить европейскую одежду. Каждый «верный» имел свою посуду, с которой никогда не расставался; женщины носили одежду темного цвета. Мужчинам предписывалось носить бороду, женщинам — косу и покрывать голову платком так, чтобы были закрыты и плечи. Кроме того, каждый человек должен был быть подпоясан — постоянно, не снимая, носить ремешок. Староверы не признавали медикаментов, отказывались от уколов и таблеток. Самые фанатичные печорские раскольники не ели картофель, «заморские» овощи, пользовались лучиной вместо керосина.

Традиционные старообрядческие иконы на Урале металлические (в большинстве медные), украшенные перегородчатой эмалью, и литые складни, которые брали с собой в дорогу. Иконы помещали не в красном углу, а около печки или за перегородкой. Церквей старообрядцы не имели, для богослужения выбирались жилые помещения. Зачастую избушки и молельные дома староверов скрытно располагались в тайге.

Миссионеры отмечали, что «самыми строгими хранителями старины во всех отношениях и представителями печорского раскола являлись так называемые пустынники. Пустынники делились на две категории. Первые живут в горах и имеют строгое воздержание, телесное пропитание они получают от братии, живущих по-мирски, а отчасти добывают сами через ловлю рыбы и птиц, причем при охоте они пользуются не ружьями, но луками. Про этих пустынников рассказывают, что они молятся всегда на восток и некоторые из них хоронятся, по их завещанию, без тельного креста... Места их обитания известны только тем пустынникам, которых мы называем менее строгими. Селились они обычно в необитаемых, глухих районах — в ущельях Урала, на берегах притоков Печоры, вытекающих с гор — Щугоре и Илыче» (А. Власов).

«Соблюдение обрядов, праздников и ежедневные молитвы также являлись неотъемлемой частью жизни. „Требуй от себя больше всех, считай себя хуже всех“ — еще один принцип старообрядцев, поощряющий трудолюбие и активность. Иметь „тугое хозяйство“ всегда было важным для этих людей, ибо оно позволяло иметь опору в трудные времена. Уходя из обжитых мест на Урал и в Сибирь, им приходилось много и напряженно работать, что создало привычку к тяжелому труду. Аскетизм, обусловленный религиозной традицией, не позволял сорить деньгами и жить в праздности. Вообще не работать для старообрядца — грех, впрочем, работать плохо — тоже. Важная черта их мировосприятия — любовь к своей малой родине как к дому своего тела и души, который надо сохранять в красоте и чистоте» (А. Лямзин, к.и.н.)

К XVII веку относятся первые известия об ископаемых богатствах Уральского Севера, но лишь в начале XIX века, когда в бассейне Ляпина нашли золото, территория его стала объектом пристального внимания. С научными целями северные районы Урала впервые посетила в 1843 году экспедиция под руководством А.Кайзерлинга, сделавшая описание средней и нижней Печоры.