Интересные факты
Надписи на заборе
Фотогалерея сайта
Комментарии
Поиск по сайту

Расписания поездов

О проекте
Реклама
 
Вход на сайт
Для авторизации на сайте введите свой логин и пароль

Логин:
Пароль:
 
Сейчас на сайте
ВСЕГО:12
Гостей сайта:12
Пользователей:0
Поисковые боты:0
Разделы сайта
О районе
История района
История заселения
Освоение Припечорья
Научные исследования
Промышленность
Сибиряковский тракт
Маршрут через тракт
Музей им. А.Н.Попова
История края
Заповедник
Организации
Люди района
Интересные факты
Фотогалерея
Хронограф
Расписания

История освоения Припечорья

Освоение и заселение Припечорья шло медленно – из-за удаленности от центральных районов страны, отсутствия прямых водных путей. Добираться в этот край приходилось долгим и сложным путем – через Соликамск и Чердынь, по Колве с волоком в верховья Печоры и последующим сплавом в среднее течение этой реки, откуда начиналось пешее движение к   хребту.

Первые русские поселения на берегах Печоры стали появляться примерно с XVI в. К XIX в. Припечорье было уже заселено русскими и коми. Для многих этот глухой край во все времена служил убежищем – от религиозных гонений крепостной зависимости, рекрутчины. История заселения Верхней и Средней Печоры тесно связана со староверами – потомками раскольников, бежавших в глухие места от преследования сторонниками патриарха Никона. Староверы и православные жили в одних деревнях: столкновения на религиозной почве между ними случались редко. В начале XX в. староверами в Припечорье были заселены целые деревни. Вера запрещала им курить, пить вино, носить европейскую одежду. Каждый «верный» имел свою посуду, с которой никогда не расставался; женщины носили одежду темного цвета. Мужчинам предписывалось носить бороду, женщинам – косу и покрывать голову платком так, чтобы были закрыты и плечи. Кроме того, каждый человек должен был быть подпоясан – постоянно, не снимая, носить ремешок. Староверы не признавали медикаментов, отказывались от уколов и таблеток. Самые фанатичные печорские раскольники не ели картофель, «заморские» овощи, пользовались лучиной вместо керосина.

Традиционные старообрядческие иконы на Урале металлические (в большинстве медные), украшенные перегородчатой эмалью, и литые складни, которые брали с собой в дорогу. Иконы помещали не в красном углу, а около печки или за перегородкой. Церквей старообрядцы не имели, для богослужения выбирались жилые помещения. Зачастую избушки и молельные дома староверов скрытно располагались в  тайге.

Миссионеры отмечали, что «самыми строгими хранителями старины во всех отношениях и представителями печорского раскола являлись так называемые пустынники. Пустынники делились на две категории. Первые живут в горах и имеют строгое воздержание, телесное пропитание они получают от братии, живущих по-мирски, а отчасти добывают сами через ловлю рыбы и птиц, причем при охоте они пользуются не ружьями, но луками. Про этих пустынников рассказывают, что они молятся всегда на восток и некоторые из них хоронятся, по их завещанию, без тельного креста... Места их обитания известны только тем пустынникам, которых мы называем менее строгими. Селились они обычно в необитаемых, глухих районах – в ущельях Урала, на берегах притоков Печоры, вытекающих с гор – Щугоре и Илыче» (А. Власов).

«Соблюдение обрядов, праздников и ежедневные молитвы также являлись неотъемлемой частью жизни. «Требуй от себя больше всех, считай себя хуже всех» – еще один принцип старообрядцев, поощряющий трудолюбие и активность. Иметь «тугое хозяйство» всегда было важным для этих людей, ибо оно позволяло иметь опору в трудные времена. Уходя из обжитых мест на Урал и в Сибирь, им приходилось много и напряженно работать, что создало привычку к  тяжелому труду. Аскетизм, обусловленный религиозной традицией, не позволял сорить деньгами и жить в праздности. Вообще не работать для старообрядца –  грех, впрочем, работать плохо –  тоже. Важная черта их мировосприятия – любовь к своей малой родине как к дому своего тела и души, который надо сохранять в красоте и чистоте» (А. Лямзин, к.и.н.)

К XVII веку относятся первые известия об ископаемых богатствах Уральского Севера, но лишь в начале XIX века, когда в бассейне Ляпина нашли золото, территория его стала объектом пристального внимания. С научными целями северные районы Урала впервые посетила в 1843 году экспедиция под руководством А.Кайзерлинга, сделавшая описание средней и нижней Печоры.

 


О районе | История края | Заповедник | Маньпупунёр | Новости | Интересные факты | Комментарии | Фотогалерея | Хронограф | О проекте

Рейтинг@Mail.ru    
  Яндекс цитирования   Лицензия Creative Commons
Материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike (Атрибуция — С сохранением условий) 3.0 Непортированная