Интересные факты
Надписи на заборе
Фотогалерея сайта
Комментарии
Поиск по сайту

Расписания поездов

О проекте
Реклама
 
Вход на сайт
Для авторизации на сайте введите свой логин и пароль

Логин:
Пароль:
 
Сейчас на сайте
ВСЕГО:5
Гостей сайта:5
Пользователей:0
Поисковые боты:0
Разделы сайта
О районе
Герб и Гимн района
Герб Троицко-Печорска
Населённые пункты
Троицко-Печорск
Комсомольск
Якша
Антон
Митрофан-Дикост
Усть-Бердыш
Почтовые индексы
Заказники района
История района
История края
Заповедник
Организации
Люди района
Интересные факты
Фотогалерея
Хронограф
Расписания

Троицко-Печорск


Троицко-Печорск

Герб Троицко-Печорска

Троицко-Печорск (Мылдiн), село, центр Троицко-Печорского района. Расположено на высоких берегах Печоры и в устье реки Северная Мылва. Об образовании села в разных источниках даются различные данные. По преданию одновременно с просвещением печорских коми в христианство преемником Стефана Пермского епископом Исаакием на стрелке между Печорой и Северной Мылвой на месте нынешней деревни Заречье был заложен Троицкий монастырь или Печорская пустынь. Иноки Троицкой пустыни около 1397 г. крестили всех коми по берегам Печоры. По другим сообщениям эти события были в 1416 г.

В других источниках сказано, что в устье Мылвы на Печоре уже в XV веке существовал Троицко-Печорский монастырь, который был опорным пунктом на пути в Чердынь. В 1462—1663 годах монахи Троицко-Печорского монастыря принимали участие в крещении Перми Великой.

Датой возникновения села иногда считают 1674 год, основываясь на сообщении переписной книги 1678 года: «Починок Кузьминской на реке на Печере на усть речки Мылвы, поселился после переписных книг из розных погостов тому 4 год». Название Кузьминской, вероятно, произошло от личного имени Кузьма. В переписной книге 1720 г. уже появляется фамилия Кузьминцев, а о поселении читаем следующее: «на реке Мылве словеть Печера, на погосте церковь во имя живоначальной Троицы».


Троицкая церковь, построенная в камне в 1868 году

 

Троицкий Погост на Печоре известен с 1674 года. До 17 века это были угодья манси, или вогулов - в те времена это был очень воинственный народ, настоящие горцы, которых боялись живущие на равнине коми. Перед русским же все оказались равны, а границы сместились на север и восток. Коми ушли из низовий Вычегды, но обосновались в верховья Печоры. Троицкий Погост стоял на речном пути в Пермь Великую, и в целом был в орбите влияния Чердыни. В 19 веке, когда Чердынь зачахла - стал центром лесозаготовок и производства точильного камня. За Урал в 1884 году пробили Сибиряковский тракт в "столицу" манси - село Саранпауль. Тракт назван по имени его основателя - Александра Сибирякова, иркутского золотопромышленника из старого сибирского рода, много сделавший для изучения Сибири, в первую очередь известного как "человек и пароход" - ледокол его имени в 1932 году первый прошел СевМорПуть за одну навигацию, а в 1942 году был потоплен в неравном бою с немецким крейсером у Таймыра, успев оповестить об опасности Диксон.

 

В 1745 году в Печорском погосте было уже семь деревень. Переименование погоста Печоры в Троицкий Погост было связано с церковью во имя живоначальной Троицы, которая находилась на месте нынешнего Дома культуры. На карте 1846 года — Троицкое, 1859 года — Печера (Мыл-дин, Троицко-Печорское). Позднее от формы Троицко-Печорское при помощи распространенного топонимического суффикса -ск образовалась современная форма Троицко-Печорск. Среди местного населения также бытуют формы Троицкой или просто Троицк.

Местное название Мылдiн означает «устье реки Мыл» (коми дiн«устье», образует названия населенных пунктов, находящихся у устья, в устье какой-либо реки).

Информация о некоторых населенных пунктах, числе дворов и количестве жителей на 1859 год

Усть-Ляга (Ляга-Дин) —деревня казенная 5 дворов,16 мужчин ,17 женщин
Усть-Илычская (Илыч-Дин) — деревня казенная 15 дворов,46 мужчин ,58 женщин
Порог (Порог-Печоры) — деревня казенная 1 двор, 4 мужчины ,1 женщина
Покчинская (Пин-Дин) — деревня казенная 67 дворов,147 мужчин ,167 женщин
Скаляповская (Скаляп) — деревнядеревня казенная 5 дворов,16 мужчин ,17 женщин
Кадаздинская (Петрушин) — деревня казенная 21 двор, 50 мужчин , 58 женщин
Митрофановская (Митропан) —деревня казенная 10 дворов,31 мужчина ,29 женщин
Новинки (Мишка-Иван) — деревня казенная 5 дворов,11 мужчин ,18 женщин
Евсюгинская (Кузпель,Вань-Пи) — деревня казенная 8 дворов,22 мужчины ,30 женщин
Пашининская (Пашня) — деревня казенная 9 дворов,25 мужчин ,34 женщины
Савиноборская (Сава-Яг) —деревня казенная 24 двора,66 мужчин ,92 женщины, Церковь православная(подвижная)
Печера (Мал-Динь,Троицко-Печорское) — 108 дворов 289 мужчины 359 женщины, Церковь православная, Сельская расправа

Печорский Троицкий приход.

Троицкая церковь, построена в 1754 году, освящена 13 марта 1755 года. Деревянная, теплая.

Богоявленская церковь, построена в 1794 году, освящена 7 февраля 1796 года. Деревянная, холодная.

В 1854-1862 г.г. прихожанами и чердынскими купцами вместо ветхой деревянной построена каменная одноэтажная церковь, в одной связи с колокольней. Престолы: в холодном храме — во имя Святой Троицы, освящён 2 мая 1865 года священником Вонифатием Куратовым, исправляющим должность благочинного; в тёплом храме - во имя Богоявления Господня, освящён в 1861 году и второй во имя Николая Мирликийского Чудотворца , освящён в 1866 году. С 1896 года к церкви была приписана передвижная церковь-палатка. Церковная ограда была установлена деревянная, имелась сторожка для караула.

Часовни:

  • в селе Печорском, во имя свт. Стефана Пермского, построенная в 1896 г. на пожертвования прихожан и чердынских купцов;
  • в д. Большая Сойва (в 9 верстах от приходского храма), во имя вмч. Георгия Победоносца, построенная в 1897 г.;
  • в д. Покча (в 30 верстах), во имя прав. Прокопия Устюжского;
  • в д. Скаляп (в 50 верстах), во имя свт. Николая Мирликийского;
  • в д. Петрушине (в 57 верстах), во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Состояние последних трёх часовен в 1900 году оценивалось как жалкое, т.к. жители деревень, в которых находились часовни, были привержены к расколу и не радели о благоустройстве часовен.

Ичет-Ди.

Поселок Ичет-Ди – первый спецпоселок Троицко-Печорского района. Основан в 1931 раскулаченными крестьянами из Воронежской области. В настоящее время не существует. Рисунок выполнен по воспоминаниям бывших спецпоселенцев. Сейчас поселка как такового уже не существует - он снесен, стерт с лица земли – от него осталось лишь поросшее высокой травой поле на крутом берегу Печоры.

Посёлок располагался на правом берегу Печоры, в 189 км от Троицко-Печорска в Дутовском сельсовете, в 16 км от Дутова современного Вуктыльского района. На 1 января 1932 года — 1652 человека, на 1 мая 1932 года — 1549 человек. Первоначально относился к Савиноборскому сельсовету. В 1956 году — центр Ичетдинского сельсовета (относившегося к Троицко-Печорскому району), в состав которого входили д.Кузьдибож и посёлки Кузьдибож, Сосновка, Усть-Кылым, Сойю-1 и Сойю-2. 21 января 1961 года включён в состав Дутовского сельсовета. В 1965-1966 г.г. был исключён из учётных данных.

В первые же две зимы из более чем полутора тысяч высаженных на пустынный берег Печоры воронежских крестьян умерло около трети. "Причина смерти - цинга и голод", — сказано в Акте обследования поселка от 14 июня 1933 года. Оставшиеся в живых со временем обустроились: раскорчевали лес и распахали землю, построили дома-бараки, обзавелись хозяйством, и не только себя кормили, но и поставляли государству древесину, картофель, овощи, мясо, молоко.

Речное параходство.

Большую роль в освоении края и его приближении к цивилизации сыграли после революции 1905 года политические ссыльные, которых в Печорском уезде насчитывалось свыше трехсот человек. Именем одного из них – С.Н. Калмыкова – в советское время был назван теплоход Печорского речного пароходства.

28 августа 1864 г. жители Троицко-Печорского погоста, услышав гудок, высыпали на берег и увидели «чудную посудину, которая нещадно чадила, ревела, баламутила воду и ... плыла». Это шел пароход «Печора». В 1880-х годах уже ходили три парохода, два — чердынского купца И.А. Суслова и один — купца А.М. Черных. За свою инициативу в развитии судоходства И.А. Суслов Обществом содействия русской промышленности и торговле был награжден золотой медалью. Вскоре нашлись у Суслова последователи. 8 мая 1895 года было издано распоряжение правительства об устройстве на реке Печоре регулярного почтово-пассажирского сообщения и заключен контракт с купцом А. М. Сибиряковым, а на содержание судоходства — с ижемским купцом С. Н. Норицыным. В период гражданской войны суда переходили из рук в руки и до весны 1920 года оставались в частном владении. Весной 1920 года пароходы и баржи, принадлежавшие частным судовладельцам, были национализированы.

Первые суда мало были приспособлены для перевозки пассажиров. Профессор В.П. Амалинский, побывавший на Печоре к 1893 году, в своей книге «По Ледовитому океану и Печоре» пишет:

«Ижма» — так назывался наш новый пароход — вблизи оказался еще хуже, чем можно было представить, наблюдая издали. Тяжелый запах соленой воды, невыделанных шкур, смазочных масел боролся с другими — промозгло-кислым запахом, исходившим из жилых помещений палубы, и спертым запахом, висевшим тяжелым слоем над тряпьем, среди которого на полу расположились палубные пассажиры... Ночь провели очень беспокойно. «Ижма» много раз садилась на мель, два раза подолгу стояли на месте, пока матросы, то бродя в холодной воде, то в лодках, отыскивали фарватер, по которому можно идти дальше. Все время шли тихим ходом, беспрестанно давая задний ход и меняя направление, последние 40 верст шли 12 часов; наконец, в 8 часов утра достигли конечного пункта — Усть-Кожвы».

Весной 1906 года пароходовладелец Черных построил новый пароход — «Михаил Черных», который стал самым мощным на Печоре. В Якше он взял на буксировку по Печоре караван из 9 барж, а в Троицко-Печорске забуксировал еще 4 баржи. Такого еще на Печоре не было. А вверх по Печоре он поднял караван из 18 барж, правда, расчленив его на две части. Подняв одну половину километров 100—150 и причалив ее к берегу, пароход возвращался за другим составом. И так благополучно доставил их в Курью. Черных стал явным конкурентом у судовладельца Норицына, тем более в 1908 году у последнего сгорел пароход «Печора».

В 1910 году по реке Печоре плавало 18 пароходов. К 1913 году пассажирские пароходы были все в руках купца А. М. Черных, так как ижемский пароходовладелец С. Н. Норицын не выдержал конкуренции и продал свои пароходы, а А. М. Черных построил еще 2 новых парохода: «Алексей» и «Северок». В 1912 году паровой флот на Печоре состоял из 16 пароходов и 30 барж. Объем грузоперевозок в те годы наблюдался от 1 млн. до 1,5 млн. пудов в год.

 


О районе | История края | Заповедник | Маньпупунёр | Новости | Интересные факты | Комментарии | Фотогалерея | Хронограф | О проекте

Рейтинг@Mail.ru    
  Яндекс цитирования   Лицензия Creative Commons
Материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike (Атрибуция — С сохранением условий) 3.0 Непортированная